Главная » 2011 » Ноябрь » 13 » Тайна острова Сейбл
18:53
Тайна острова Сейбл


Остров Сейбл находится в Северной Атланти­ке к юго-востоку от канадского порта Галифакс. Он считается одним из самых таинственных и опасных для человека из всех известных островов, и когда-либо зафиксированных на навигационных картах. Этот остров «кочует», он движется в буквальном смысле. Считается, что это происходит в результате воздействия на песок встречающихся в этом месте теплого течения Гольфстрим и холодного Лабрадорского течения.

Место расположения и размеры острова в резуль­тате таких процессов быстро уста­ревают. В частности, на французских, английских, итальянских картах XVI века длина острова колеблется от 278-370 км, а по современным дан­ным, Сейбл представляет собой длинную от­мель 44 на 1,5 км. Эта отмель вытянута с вос­тока на запад и движется на восток со скоростью 230 м/год. Остров движется в сторону большей глубины, и это в XIX веке привело к предположению, что вскоре Сейбл вообще исчезнет под водой (до этого за три века остров уменьшился в 10 раз). Однако остров не исчез: по непонятным при­чинам этого не произошло, и в XX веке он даже увеличился в размерах почти на 4 км. Остров очень трудно рассмотреть с моря, осо­бенно во время обычных для этого района осенних и зимних штормов, когда поднимаются 15-метро­вые волны. Еще одна таинственная особенность острова: по утверждению моряков, песок Сейбла, подобно хамелеону всегда окрашен под цвет окружающего его океа­на или покрыт туманом, так что капитаны даже в ясную погоду зачастую не видят опасности до самого момента столкновения с островом. У песков острова Сейбл есть еще одно коварное свой­ство. Они затягивают в себя любой попавший на мель или выброшенный на берег корабль за какие-нибудь 2-3 месяца. В песках таинственного острова бесследно исчезали корабли водоизмеще­нием 5000 тонн и длиной до 120 м. До сих пор неизвестно количество судов, нашедших гибель на берегах этого небольшого участка суши. У моряков остров Сейбл получил название «Пожиратель кораблей».

Такие исторические документы, как «Летопись кораблекрушений», морские хроники и прочие источники — позволяют судить, что в далекие времена Сейбл служил огромным корабельным кладбищем Северной Атлантики. Здесь, под многометровой толщей песка, покоятся челны отважных викингов, галеоны испанцев и португальцев, гулеты рыбаков Бретани, корабли нантакетских китобоев, английские смэки, кутеры из Гуля, тяжелые трехмачтовые корабли Вест-Индской компании, изящные американские клиперы... Одни наткнулись на него, пробираясь сквозь туман, других вынесло на отмели течение, а большая часть кораблей нашла здесь последнее пристанище во время штормов. После каждого шторма Сейбл до неузнаемости меняет рельеф своей береговой линии. Лет сто назад штормы промыли в северной части Сейбла протоку: внутри острова образовалась большая гавань, которая в течение долгих лет служила рыбакам убежищем. Но однажды очередной сильный шторм закрыл вход в бухту, и в этой ловушке навечно остались две американские шхуны. Со временем бывшая гавань превратилась во внутренний пресно-соленый водоем длиной в семь миль. Сейчас озеро Уоллас служит посадочной площадкой для гидросамолетов, которые доставляют на остров почту и продукты. Иногда песчаные отмели и дюны острова, переместившись под действием океанских волн, открывают останки кораблей, пропавших давным-давно. Так, четверть века назад из зыбучих лесков появился корпус американского клипера. А три месяца спустя над корпусом вновь выросли дюны высотой 30 метров... Время от времени обнажаются сломанные мачты и реи парусных кораблей, пароходные трубы, котлы, куски проржавевших океанских лайнеров и даже подводных лодок.

Первыми поселенцами Сейбла были потерпевшие кораблекрушение. Из обломков судов, разбросанных по кладбищу кораблей, несчастные сооружали жилища. К своему удивлению, первые робинзоны увидели в долине острова коров. Этих животных по неизвестной причине оставил француз Лери, когда впервые посетил Сейбл. Животные расплодились и одичали. Потерпевшие бедствие рыбаки могли питаться и морскими котиками, для которых здешние песчаные отмели до сих пор излюбленное лежбище. Иногда здесь прятали свои клады пираты. Они жгли на дюнах ложные огни, чтобы заманить в ловушку корабли купцов. Сколько здесь было совершено преступлений и сколько Сейбл укрыл преступников, навсегда останется тайной. Многие жители Ньюфаундленда и Новой Шотландии считают Сейбл обиталищем духов зла и призраков: они так его и называют — «Остров призраков».

В конце XVI века Сейбл неожиданно превратился в каторгу. Здесь высадили с французского корабля маркиза Де Ла Роша 48 преступников. Маркиз намеревался основать в Новой Шотландии колонию, но после длительного шторма его корабль дал течь, так и не добравшись до цели. Де Ла Рош повернул назад, к берегам Европы. Увидев остров, маркиз не придумал ничего другого, как высадить осужденных на Сейбле, а чтобы каторжане не умерли с голоду сразу, оставил им полсотни овец. О ссыльных вспомнили через семь лет, и король Франции подписал им помилование. Летом 1605 года посланный на Сейбл корабль доставил в Шербур одиннадцать заросших, одетых в овечьи шкуры людей. Остальные же, не вынеся тяжких невзгод, погибли. Поразительно, но пятеро из вернувшихся на родину попросили короля, чтобы он разрешил им вернуться на остров Сейбл. Генрих IV не только согласился, но и снабдил их всем необходимым. Так образовалась небольшая французская колония. И когда в 1635 году возвращавшийся из Коннектикута в Англию корабль потерпел на Сейбле крушение, его экипаж был спасен и доставлен на американский материк этими французскими колонистами.

Прошли годы, а кораблекрушения вблизи острова Сейбл становились все более частыми. Мореплаватели требовали у своих правительств постройки на острове маяка и спасательной станции. Но ни Франция, владевшая в то время Сейблом и потерявшая здесь в 1746 году два корабля, ни Англия — «владычица морей», ни Голландия не захотели этим заниматься. И только последующая гибель трех английских кораблей, все-таки побудила Англию поставить на опасном острове маяк и создать спасательную станцию. Ее служителям вменялось в обязанность оказывать помощь потерпевшим кораблекрушение и спасать имущество от морских грабителей. В современных лоциях сохранилось интересное примечание: «Если судно окажется на мели близ острова Сейбл, команде следует оставаться на борту до тех пор, пока спасательная станция не окажет помощь. Практика показывает, что все попытки спастись на шлюпках судна неизменно оканчивались человеческими жертвами». Зарегистрировано немного случаев, когда судам удалось выбраться из объятий страшного острова и избежать гибели.

Английский трехмачтовик «Миртл», отличавшийся очень прочной постройкой, был найден осенью 1840 года близ Азорских островов без всяких признаков команды. Расследование показало, что «Миртл» в январе того же года был выброшен штормом на отмели Сейбла. Команда, видимо, погибла при попытке высадиться на берег. Два месяца корабль оставался в плену песков, пока очередной шторм не стащил его с мели на чистую воду. Американская рыболовная шхуна «Арно» под командованием капитана Хиггинса промышляла близ острова в в 1846 году. Шквал, неожиданно налетевший ночью, сорвал большую часть парусов и едва не опрокинул судно. На рассвете капитан понял, что течение и ветер занесли «Арно» на отмели Сейбла. Надежда оставалась только на якоря. Их отдали, вытравив с каждого клюза по 100 саженей каната. К полудню норд-вест перешел в девятибалльный шторм. Океан кипел над отмелями, как вода в котле. Шхуну несло к смертоносным бурунам. Хиггиис, не рассчитывая на зоркость и бдительность спасателей Сейбла, решил испытать судьбу. Чтобы на судне не возникла паника, он запер команду в трюме. Двух бывалых матросов поставил на баке у каждого борта и, чтобы их не смыло волной, привязал к поручням. Сам вцепился в штурвал. Шхуна с невероятной быстротой неслась к берегу. Привязанные матросы лили из бочонков в воду рыбий жир. Ветер гнал его перед носом судна в сторону острова. Этот древний и надежный способ сглаживать жиром, ворванью или нефтью гребни волн нередко и ныне применяют моряки, когда нужно сбить волнение. Буруны перебросили шхуну через песчаный бар острова, и она очутилась в безопасности, у подножия окатываемых прибоем дюн. Хотя все люди спаслись, шхуна погибла — на следующий день ее разбил шторм, и обломки «Арно» скрылись в песчаном чреве Сейбла.

Одним из самых драматических кораблекрушений у Сейбла стала гибель американского пассажирского парохода «Штат Виргиния» 15 июля 1879 года. Этот пароход регистровой вместимостью 2500 тонн, длиной 110 метров шел из Нью-Йорка в Глазго, имея на борту 129 пассажиров и команду. Во время густого тумана пароход оказался на отмели с южной стороны острова. 120 пассажиров и команда были спасены островной службой. К именам самой маленькой спасенной девочки счастливые родители добавили четвертое — Нелли Сейбл Багли Хорд.

Последней жер­твой острова стал большой американский пароход «Манхас-сент», который был поглощен им в 1947 году, после чего на острове были установлены 2 маяка и радиомаяк. После этого морс­кие катастрофы в этом районе полностью прекратились.

На острове постоянно проживают до 25 человек, обслуживающих маяки. Они живут в домах, спе­циально предназначенных для противодействия зыбучим пескам и ураганным ветрам. Однако проживание на острове-кладбище над останками тысяч погибших моряков оказывает сильнейшее отрицательное влияние на человеческую пси­хику. Смотрители маяков часто рассказывают о ночных призраках, засосанных в песок кораблей и людей. В 50-х годах XX века с острова пришлось эвакуировать смотрителя, так как каждую ночь ему являлись призраки с погибшей шхуны «Сильвиа Мошер», просящие его помочь им...
Просмотров: 702 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]